Центр иностранных языков для взрослых и детей

расширяем горизонты общения

Как мотивировать ребенка учить английский?

«Чтобы ребенок занимался, ему должно быть интересно!», «Его нужно заинтересовать», «Задача учителя – мотивировать ребенка!»

Знакомые фразы? Думаю, да. Сейчас ни для кого не секрет, что успех ребенка в учебе во многом зависит от того, насколько интересен ему тот или иной предмет. Уже редко родители аргументирует необходимость учиться или заниматься спортом фразой «Есть такое слово «надо», скорее пытаются объяснить, как это захватывающе, здорово и интересно. Другими словами, сегодняшняя педагогика признает, что далеко не последнюю роль играет мотивация ребенка. Но что такое мотивация? И как ее создать?

Для начала давайте сразу оговорим, что существует два типа мотивации: внешняя и внутренняя. Внешней мотивацией мы называем такую мотивацию, при которой человек занимается чем-то не по собственному желанию, а из-за давления со стороны. Внешняя мотивация для изучения языка – родители сказали «надо», начальник на работе сказал, что повысит, и так далее. При внутренней же мотивации человек сам сознает необходимость занятий.

Безусловно, детей, в особенности, подростков, самостоятельно желающих что-то учить не так уж много. (хотя и немало!) Приводят на занятия все равно родители. Родители же следят за тем, чтобы ребенок добросовестно занимался и не ленился. Таким образом, внешняя мотивация тоже необходима. Но если нет внутренней мотивации, ребенок будет делать для галочки, только чтобы родители отстали, и ничего не выучит. Ему действительно должно быть самому интересно. Но только ли интересно? И только ли учителя это задача – мотивировать ребенка? Нет, дорогие родители, обучение ребенка – это наш общий с вами труд. Причем ваш даже больше, чем наш. О чем же нужно помнить, чтобы ваш ребенок успешно учился?

1.       Создайте ему безопасную среду.

То есть такую среду, в которой его любят и принимают таким, какой он есть. Ребенок должен понимать, что ваша любовь к нему не зависит от его оценок, успеваемости, знания Present Perfect. Вам могут не нравиться его поступки, огорчать его оценки, но это ни в коем случае не влияет на вашу безоговорочную к нему любовь. Обсуждайте это: что хорошо, что плохо, ты получил двойку, потому что был невнимателен/устал/думал о другом и т.п. Избегайте фраз «Что за ребенок мне достался!», «Ты совсем глупый, что ли?», «За что мне все это!», «Если ты не напишешь этот тест, домой можешь не приходить!». Последние исследования показали, что дети, у которых сложились близкие, доверительные и теплые отношения с матерью, успешнее в учебе и в жизни. Иностранный язык не должен стоять между вами и вашим ребенком. На обучении это тоже скажется скорее отрицательно, чем положительно.

2.       Найдите для ребенка причину, по которой не учить английский невозможно

Что-то кроме «Потому что я так сказала!» Без английского сейчас, к сожалению, никуда, «есть такое слово «надо». Но если вы прислушались к пункту 1 и ребенок вам доверяет, то он охотнее поверит вам, а не учителю, когда вы ему скажете, что английский пригодится ему на работе, в путешествиях, в дальнейшей учебе. Если ребенок еще мал и ему трудно думать настолько вперед, в конце концов, купите ему неадаптированную компьютерную игру на английском, и пусть учит ради нее! Или предложите посмотреть любимый мультик в оригинале.

3.       Поймите сами и донесите до ребенка, что его задача – говорить на языке, а не делать упражнения

Все дети разные. Кто-то схватывает на лету, кому-то, чтобы понять, выучить и запомнить, нужно время. И это не значит, что первые умнее вторых, или что они будут лучше говорить по-английски. Скорее всего, даже наоборот, дети, быстро схватывающие и быстрее других выполняющие упражнения, часто считают (а родители, к сожалению, это заблуждение поддерживают и даже культивируют), что они знают язык лучше других, и учить новые слова, внимательно слушать учителя и анализировать грамматические конструкции им не нужно. Язык –не математика. Знать язык – значит говорить на нем. А говорить – значит непрерывно практиковаться в аудировании, чтении, говорении, письме, а не в механическом выполнении упражнений. Ребенок может бегло и без ошибок говорить на языке, писать связные тексты, но при этом ошибаться, вставляя необходимую форму глагола в готовое предложение. И это нормально. Хуже, если наоборот: упражнения щелкает, а говорить не может.

Не теребите ребенка после каждого занятия вопросами: «Какие слова ты сегодня выучил?», «Переведи мне, как будет….!» Вспомните себя в детстве, так ли вам после целого дня, проведенного на занятиях, хотелось с родителями снова обсуждать уроки? Попробуйте перевести разговор в непринужденное русло: «Что интересного было на английском?», «Наверное, когда мы в следующий раз поедем в отпуск, ты будешь нашим переводчиком!» Пусть ребенок поймет, что вы на его стороне, уверены в его силах, не сомневаетесь, что в английском он преуспеет, ведь знать английский – значит говорить на нем, а говорить – это несложно.

4.       Хвалите ребенка, но не переусердствуйте!

Этот пункт логически вытекает из предыдущего. Обязательно хвалите ребенка, но только за действительно достижения: «Ты прекрасно справился с этим упражнением!», «У тебя отличное произношение», «Как быстро ты понял суть этого текста!», «Как ты хорошо сейчас сказал!». Безусловно, для каждого родителя его ребенок сам                ый умный, сообразительный, общительный и вообще лучший. Но окружающие не обязаны разделять это мнение. А используя фразы «Ты самый лучший!», «Ты умнее всех!», «Да ты в этой группе самая сильная!», вы не только лишаете ребенка нужной мотивации (зачем еще что-то делать, если я и так лучший?), но и создаете потенциально стрессовую для ребенка ситуацию, поскольку любой тест, а уж тем более неудачное его выполнение, будет восприниматься ребенком как вселенская катастрофа. Не говоря уже о его первом собеседовании на работу, на котором работодатель решит хорошенько проверить его навыки и умения.

Кстати, экзамены, в частности, кембриджские YLE могут стать отличным инструментов укрепления мотивации. Их невозможно не сдать. Какой бы результат ни был, сертификат все равно ребенку выдадут. Это скорее всего воспримется ребенком как награда, что придаст ему уверенности в собственных силах и укрепит желание двигаться дальше, то есть добавит к мотивации. Ну а у родителей и учителя будет подробное описание сильных и слабых сторон ребенок, так что они тоже смогут понимать, над чем работать.

5.       Не торопитесь!

После выхода знаменитой книги японца Масару Ибука «После трех уже поздно!», многие родители словно сошли с ума. Приводя ребенка в пять лет на английский, они спрашивают: «Мы не опоздали?» Смотришь на ребенка, а у него и танцы, и спорт, и рисование, и подготовка к школе, и актерское мастерство, и нет только времени на игры, прогулки, мечты, нет времени на само детство. А больше всего удручает потухший взгляд, потому что ребенок устал, не знает, чем хочет заниматься, не знает, чем будет заниматься, не хочет заниматься ничем, борьба за мотивацию проиграна, мотивации – ноль. Поэтому как педагог, и как мама, ответственно заявляю: «Не поздно!». Пять лет – идеально. Семь – отлично. Десять – неплохо. И совсем не факт, что к 12 годам у тех, кто начал в 5, уровень язык будет намного выше, чем у тех, кто начал в 10. Им будет легче, им будет интереснее, им будет невозможно без английского. И они будут точно знать, что английский – это здорово, это нужно, это для них. И мотивации им будет не занимать.  Конечно, если родители и учителя создадут им нужные условия. Удачи нам в этом!

Екатерина Климова

Запишитесь на бесплатный
пробный урок

проверочный код

Подпишитесь, чтобы первыми
узнать об акциях и мероприятиях

проверочный код